Подготовку автомобиля к эксплуатации в зимний период следует начинать в межсезонье. До прихода первых заморозков нужно успеть сделать следующее:
- Воспользоваться услугами автомойки и тут же покрыть кузов антикоррозийным покрытием. Удалить продувкой сжатым воздухом попавшую в дверные петли и замки воду, после чего смазать их водоотталкивающей силиконовой смазкой. Ее же нанести на уплотнители дверей и подвижных стекол.
- Если на лобовом стекле имеются сколы, то принять меры по их устранению. В противном случае от них могут во все стороны «разбежаться» трещины, что потребует дорогостоящую замену стекла.
- Проверить работу стеклоочистителей и при необходимости установить новые щетки. Не следует включать дворники при примерзших к стеклу щетках, т. к. этим можно сжечь их электродвигатель. Для удаления имеющегося на поверхности стекла льда следует воспользоваться обогревом.
- Заменить топливный фильтр, т. к. в нем может оказаться вода, которая при минусовой температуре воздуха превратится в лед и станет препятствием на пути горючего. Из-за этого мотор будет «голодать» и работать с перебоями.
- Осмотреть аккумулятор, удалить имеющийся на его клеммах налет и осуществить зарядку источника питания, что позволит без проблем запускать мотор в условиях низких температур.
- Установить новые тормозные колодки. Это следует сделать даже при нормальном состоянии старых, т. к. в условиях зимы требования к тормозам повышаются. Снятые колодки можно будет вернуть на место после прихода теплого времени года.
- Снабдить мотор новыми свечами зажигания, если прежние проехали более 15 000 км, т. к. при отрицательной температуре воздуха они могут отказать.
- Заправить систему омывания стекол специальной жидкостью, способной выдержать мороз до -30°C. Если холода встретить с залитой в бачок системы обычной водой, то она, замерзнув, выведет из строя и емкость, и шланги (трубопроводы).
- Осуществить переход на зимнюю резину. Это необходимо выполнить при среднесуточной температуре наружного воздуха, равной 5—7°C, когда уже могут быть утренние и вечерние заморозки. Езда на летних шинах в таких условиях часто заканчивается дорожной неприятностью. Можно руководствоваться и таким правилом: если в названии текущего месяца присутствует буква «Р», то летней резины на колесах транспортных средств быть не должно.
Как выбирать зимние шины:
- Езда по сухому льду требует наличие шипов, изготовленных из твердого сплава. Для городских условий подойдут фрикционные шипы-липучки, которые хорошо «держат» дорогу и не наносят вред ее покрытию;
- Малоопытным водителям, впервые встречающим за рулем зиму, необходимо иметь на машине шипованные шины;
- При выборе зимней резины необходимо учитывать рекомендации руководства по эксплуатации конкретной марки машины или пользоваться специальным сервисом;
- Не нужно покупать шины с рук, т. к. в этом случае можно стать владельцем некачественной резины;
- Выбирать следует продукцию проверенных производителей, позволяющую без опаски преодолевать участки дороги, покрытые льдом и снегом.
Какие опасности таит зимняя дорога
На зимней дороге водителя могут подстерегать следующие опасности:
- Скользкий укатанный снег, при попадании на который колесами можно потерять контроль над автомобилем. Чаще всего такая дорожная поверхность образуется после снегопада в местах массового применения тормозов.
- Лужи. Они опасны не только из-за воды, которая может попасть в подкапотное пространство и вывести из строя электронику, но и наличием скрытого льда.
- Обочина, на которой часто образуется плотное скопление снега, реагента и грязи, представляющее собой некое подобие бордюра. Если ее задеть колесом на повышенной скорости, то автомобиль может оказаться на полосе встречного движения. В своеобразную ловушку может превратиться и рыхлый снег, смещенный на обочину. В нем машина увязнет и без помощи посторонних не всегда сумеет выбраться.
- Чистая дорога. Она иногда покрывается тонким слоем льда, при попадании на который автомобиль становится неуправляемым. Поэтому на чистый асфальт следует выезжать на минимальной скорости и перед ее увеличением нужно в обязательном порядке убедиться в отсутствии льда, для чего слегка нажать на педаль тормоза.
- Выезд на открытый участок дороги. При этом на машину может подействовать порыв ветра, который не ощущался из-за наличия леса, например.
Боковой ветер сильно влияет на устойчивость автомобиля, а метель снижает видимость. Оба фактора могут негативно повлиять на безопасность. - Глубокая колея. Она опасна возможным повреждением нижней поверхности автомобиля. Кроме того, на такой дороге можно застрять, «сев» на днище.
- Снегопад любой интенсивности. Снег может замаскировать имеющийся на дороге лед и набиться в протектор. И то, и другое часто приводят к плачевным для находящихся в машине людей результатам.
Зимние поездки на машине требуют неукоснительного соблюдения скоростного режима и выдерживания безопасной дистанции до впереди движущегося транспортного средства.