Школа внедорожной езды: учимся спускаться с горы

Школа внедорожной езды: учимся спускаться с горы

Школа внедорожной езды: учимся спускаться с горы

Движение по склону сопряжено с риском опрокидывания автомобиля, поэтому вы должны хорошо знать параметры геометрической проходимости вашей машины. Чем выше центр тяжести, чем больше высота автомобиля, тем выше риск его опрокидывания на косогорах. Груз, расположенный на верхнем багажнике, если таковой имеется, увеличивает опасность опрокидывания. Лучше снять его и закрепить на полу, в багажнике или на сиденьях.

Все лишние предметы в салоне должны быть убраны в бардачок или багажник и надежно зафиксированы. Все пассажиры должны покинуть автомобиль, водитель должен быть пристегнут. Окна нужно закрыть, чтобы в случае опрокидывания в салон не попали травмирующие предметы снаружи, например острый древесный сук.

Осмотрите склон, по которому вы собираетесь ехать, убедитесь в том, что, преодолев его, вы сможете продолжить движение, либо вернуться обратно тем же курсом. Если внизу находятся болота или крутой перегиб, на который есть шанс сесть днищем, либо велик риск сорваться с обрыва, ищите объезд. Не важно, в каком направлении вы двигаетесь по склону, соблюдайте технику безопасности, ниже автомобиля не должно быть ни людей, ни техники.

Идеальная траектория движения по склону, строго вверх или вниз перпендикулярно рельефу или по направлению стекания воды, так вы сможете сохранить контроль над автомобилем и избежать опасных кренов.

Заранее убедитесь в том, что внизу достаточно места для остановки в критической ситуации, например при увеличении скорости на спуске. Также, заранее, еще на ровном месте поставьте такую передачу, на которой смогли бы подняться тем же маршрутом, которым собираетесь спускаться. Если есть сомнения, выбирайте передачу пониже. На очень крутом склоне выбирайте первую пониженную передачу. Если в коробке нет демультипликатора, все равно используйте самую нижнюю из возможных передач. Включите полный привод, если есть такая возможность, заранее заблокируйте межосевой дифференциал, либо заблокируйте муфту подключения полного привода. Обязательно включите «систему помощи при спуске с холма», если таковая имеется.

Резкие перепады высоты, бугры, ступеньки или соосные колеи могут стать причиной опрокидывания вашего автомобиля, поэтому выбирайте максимально ровный спуск. Однако, подходящая по клиренсу и глубине колея, наоборот, поможет спуститься «как по рельсам». Не забывайте, что внизу, в конце спуска автомобиль может удариться о грунт передним или задним бампером, если углы его геометрической проходимости меньше, чем требуется на заданном склоне.

Спускайтесь настолько медленно, насколько это возможно. Безопасней всего это делать на автомобиле имеющим демультипликатор. В таком случае, выбрав первую или вторую пониженную передачу, пользоваться тормозами нет необходимости: достаточно держать руль прямо и спускаться строго вниз перпендикулярно рельефу. Не давайте автомобилю разгоняться, если пониженной передачи нет, эффекта торможения двигателем недостаточно, а «система помощи при спуске с холма» неэффективна или отсутствует, начинайте плавно притормаживать, но ни в коем случае не допускайте срыва колес в скольжение.

На спуске не выживайте сцепление на автомобиле с механической коробкой передач. Нужную передачу следует выставить заранее, еще на ровной поверхности. Тем более никогда не выжимайте одновременно сцепление и тормоз, иначе автомобиль тут же потеряет управление.

Едва почувствовав, что автомобиль не едет, а скользит на заблокированных колесах, тут же отпустите тормоз. Возможно, вам даже придется добавить немного газа. На спуске это сложно психологически, но только так вы сможете заставить колеса вращаться и выровнять автомобиль. Выровняв машину, сразу начинайте плавно гасить скорость, не допуская нового срыва колес в скольжение.

Если автомобиль пошел юзом, его корму начинает стаскивать вниз, то есть автомобиль выставляется боком поперек склона, что чревато опрокидыванием.
Что нужно делать в этом случае? Быстро выворачивайте руль вниз по склону и плавно добавляйте газ, чтобы вернуть машину на прежнюю траекторию, иначе она перевернется.

Правильно оценивайте сцепные свойства грунта и покрышек. Когда грунт на спуске скользкий, то даже стоящий автомобиль будет сползать вниз под собственным весом.

Спуск по мокрой, но твердой глине, либо по обледенелому склону легко превращается в скольжение. Избегайте таких спусков, если вы не уверены, что сможете удержать автомобиль на выбранной траектории, работая газом и увеличивая скорость спуска.

Помните о том, что на большой скорости при съезде со склона на ровную поверхность подвеска может сильно сжаться от ударной нагрузки. Не тормозите во время съезда на ровную поверхность, иначе передняя подвеска сожмется и удар будет сильнее.

Вверх