Прав ли мастер СТО, забраковавший свечи зажигания?

Прав ли мастер СТО, забраковавший свечи зажигания?

Прав ли мастер СТО, забраковавший свечи зажигания?

Даже вполне опытные специалисты некоторых автосервисов часто находятся в плену широко распространённых стереотипов. Бывает, что их чему-то научили такие же мастера, а за весь свой стаж работник не удосужится проверить, или хотя бы осмыслить глубоко привычные мифы, тем более, что его никто на эту мысль так и не навёл. И далеко не все из них способны критически оценить ошибки, из-за которых они систематически вводят в необоснованные убытки плохо знающих матчасть клиентов.

Свечи бывают разные

Стеариновые и медицинские рассматривать не будем. Речь идёт о свечах искрового зажигания бензиновых двигателей. Деталь небольшая, относительно недорогая, но очень важная. Трудится она в экстремальных условиях высоких температур и ударных нагрузок, ведь по её части, погруженной в камеру сгорания, с большой частотой бьют ударные волны сгорающей топливовоздушной смеси.

От правильной работы свечи зависит качество и регулярность сгорания порций поступающего бензина. Любые пропуски тут неуместны. Мало того, что бесполезно вылетевшее в выхлопную трубу топливо ничего, кроме расходов, владельцу не принесёт, так ещё и хороший растворитель, которым является бензин, нарушит условия смазки цилиндро-поршневой группы. Поэтому свечи часто изготавливаются из весьма благородных и дорогих металлов, не говоря уже о качественной, тоже недешёвой керамике.

Недорогие свечи, изготовленные с применением меди и никеля, долго служить не в состоянии, поэтому их надо менять примерно с той же регулярностью, что и масло в двигателе. К тому же они больше подвержены разрушению при неправильной работе мотора, например связанной с плохим бензином или локальными перегревами. Брак деталей тоже никто не отменял.

По этим причинам мастера привыкли, и тут они правы, менять свечи при каждом подозрении на дефекты мотора. Или даже просто по их внешнему виду. Вот тут часто и кроется распространённая ошибка. Не все способны адекватно оценить состояние прибора по визуальным признакам. Особенно по косвенным, не относящимся к зоне электродов, которая и определяет работоспособность.

Роковой ободок

Наружная, выступающая в подкапотное пространство часть свечи, не играет особой роли в её работе. Разве что изолятор откровенно растрескается или на нём появятся следы утечки тока высокого напряжения. Но такое случается крайне редко.

Гораздо чаще мастер замечает характерный ободок коричневого цвета, расположенный на белой керамике изолятора вблизи металлического корпуса свечи. И вот тут он и совершает ошибку, считая такой ободок признаком разгерметизации свечи. Дескать, между изолятором и корпусом прорываются рабочие газы цилиндра, содержащие масляные пары и задерживаются на изоляторе. Свеча идёт на выброс.

Непонятно что мешает работнику СТО проявить любопытство и хотя бы один раз отпилить шлифмашинкой завальцованный край корпуса. Тогда бы он понял, что никакой разгерметизации не было, изолятор под корпусом имеет нетронутый белый цвет. Свеча полностью работоспособна.

Отчего же появился ободок? Дело в том, что наружная часть свечи находится не в самых простых условиях. Рядом расположены детали мотора, уплотнённые разного качества и степени изношенности прокладками. Через них вполне возможно проникновение масляных паров, ведь среда внутри двигателя очень агрессивная, это взвесь моторного масла, находящаяся под переменным давлением и достаточно высокой температурой. Через некоторое время пары масла проходят наружу, покрывая двигатель образующимися лаками и смолами.

Чем ближе зона изолятора к корпусу свечи, тем она горячее. Естественно, там масляные пары больше подвержены преобразованию в лаковую плёнку того самого коричневого цвета. Вот и получается искомый ободок. Ни о каком прорыве газов через свечу речи не идёт. Да и следы в этом случае были бы такими, как, например, на внутренней поверхности выхлопной трубы, то есть в виде чёрной копоти.

А свечи, как уже упоминалось, бывают разные. И менять по очевидной ошибке дорогую платиновую или иридиевую свечу обойдётся недёшево. Тем более комплектом. Вот на это и должен обращать внимание владелец автомобиля, когда ему настойчиво рекомендуют заменить детали. Помимо всего, предприятие ещё и не прочь заработать на их продаже.

Вверх