Продажа автошин и автодисков менее 4-х штук только по согласованию с менеджерами.
Отказ тормозов. Как выйти из положения с минимальными потерями?

Отказ тормозов. Как выйти из положения с минимальными потерями?

Отказ тормозов. Как выйти из положения с минимальными потерями?

Одной из наиболее опасных дорожных ситуаций является отказ тормозов автомобиля в процессе его движения. Важно, что произойти это может как со старенькими Жигулями, так и с новой дорогой иномаркой. Что делать, если вы оказались в несущемся по трассе автомобиле с неработающими тормозами? Как сохранить собственную жизнь и целостность ценного имущества?

Основные принципы работы тормозной системы и причины ее выхода из строя

Принципы работы тормозных систем всех существующих автомобилей в целом схожи. В основе торможения лежит сжатие вращающегося тормозного диска колодками или разжатие колодок внутри тормозного барабана. Данное действие происходит под давлением тормозной жидкости, нагнетаемой в систему посредством нажатия педали тормоза. Передача силового момента на колодки осуществляется с помощью главного тормозного цилиндра, рабочих тормозных цилиндров и трубопроводов, часть и которых представлена медными трубками. При этом окончания трубопроводов представляют собой укрепленные резиновые шланги, способные перемещаться при повороте колес.

Важным моментом является то, что в целях безопасности тормозные контуры передних и задних колес работают раздельно. При этом отказ передних тормозов не сказывается на работе задних, а отказ задних — на работе передних. Помимо этого, в каждом автомобиле существует резервная тормозная система, более известная как ручной тормоз. Необходимо помнить, что данная система имеет механический привод. Неисправности гидропривода основной системы торможения никак не сказываются на ее работе.

Основными причинами отказа тормозов являются следующие виды поломок:

  1. Обрывы резиновых шлангов и металлических трубопроводов с вытеканием тормозной жидкости и завоздушиванием системы;
  2. Срывы накладок тормозных колодок при использовании изделий низкого качества, неправильном их монтаже и эксплуатации;
  3. Незамеченные вовремя или возникшие внезапно протечки тормозных цилиндров автомобиля.

Стоит заметить, что всех этих неисправностей удается избежать при своевременном осмотре тормозной системы и замене ее изношенных элементов.

Торможение вторым контуром основной тормозной системы

Как было сказано выше, при отказе одного из контуров рабочей (основной) тормозной системы автомобиля, второй сохраняет работоспособность еще довольно долго. Поэтому, если педаль тормоза при нажатии ушла до предела вниз, а заметного торможения не произошло, необходимо несколько раз качнуть педалью, после чего с силой вдавить ее до предела вниз и удерживать до полной остановки автомобиля.

Качать педалью необходимо в целях повышения давления в тормозной системе и временного восстановления работоспособности поврежденного тормозного контура. Подобный метод неплохо зарекомендовал себя при небольших потерях тормозной жидкости. Удерживать же педаль необходимо для того, чтобы максимально эффективно использовать оставшийся работоспособным второй контур. При работоспособности только контура задних тормозов интенсивность торможения будет существенно снижена, однако для плановой остановки на пустой дороге данный метод подходит как нельзя лучше. При работоспособности же переднего контура интенсивность торможения практически полностью сохранена.

Торможение с использованием резервной тормозной системы

Торможение с использованием резервной тормозной системы (ручной тормоз) также подходит только для планового торможения, либо может быть использовано в комплексе мероприятий по экстренной остановке автомобиля.

Рычаг ручного тормоза необходимо поднимать плавно, но уверенно, вручную разжимая задние тормозные колодки. Важно, что при использовании подобного метода торможения необходимо держать нажатой кнопку фиксации рычага, что позволит динамично регулировать тормозное усилие. Данная мера позволит избежать заноса, а также срыва накладок тормозных колодок, который часто происходит при неправильном использовании ручного тормоза на высоких скоростях.

Торможение двигателем

Хороший тормозной потенциал заложен и в использовании для торможения двигателя и коробки передач. При этом водителю необходимо переключать передачи вниз, с пятой до первой. Но делать это нужно без использования педали акселератора при отпускании сцепления. Рассмотрим данный метод на примере автомобиля ВАЗ-2110 с механической коробкой передач. Водитель обнаруживает отказ тормозов, двигаясь на скорости 100 км/ч на пятой передаче. При этом тахометр показывает 2500 оборотов двигателя в минуту. Чтобы сбросить скорость, водитель выжимает сцепление и включает четвертую передачу. При этом он не касается педали «газа». Обороты двигателя резко поднимаются до 3000, после чего начинают быстро снижаться («газ» отпущен). При этом быстро снижается и скорость автомобиля. При снижении оборотов до прежних двух с половиной тысяч водитель вновь переключает передачу вниз. И так до полной или практически полной остановки автомобиля.

Данный метод позволяет наиболее быстро остановить автомобиль без использования тормозных систем. Однако в экстренной ситуации и его может оказаться недостаточно. Поэтому для максимально быстрой остановки необходимо использовать комплекс из 2—3 методик торможения.

Контактное торможение

Контактное торможение является наиболее опасным из всех приведенных выше способов остановки автомобиля. Поэтому применяться оно может только в случаях, когда подобный риск оправдан (впереди пешеходный переход и люди на нем, активно тормозящий впереди автомобиль, неподвижное препятствие и т. д.).

Для КТ может использоваться металлическое дорожное ограждение, стоящая у дороги стена, припаркованные большегрузные автомобили. При этом водителю необходимо под крайне острым углом, крепко держа руль и отпустив «газ», но оставив транспортное средство на пониженной передаче, «притереться» к объекту, о который производится торможение. Под воздействием силы трения неисправный автомобиль быстро погасит энергию движения и остановится. Автомобиль при этом получит минимальные для подобной ситуации повреждения, водитель сохранит жизнь и здоровье, а ущерб объекту, о который производилось торможение, компенсирует страховая компания.

Вверх