Что происходит с резиной в теории?
Начнем с вводного теоретического блока. Непременным залогом и условием долговечности покрышки является соблюдение максимально допустимой деформации, а точнее непревышение этого показателя. Данный параметр зависит от трех показателей: собственной жесткости покрышки, внутреннего давления и нагрузки.
Собственная жесткость автомобильной резины не зря занимает первое место в перечне. Она определяется соотношением поперечного сечения профиля шины и числа слоев корда в каркасе. Значит эта величина постоянна, задается на стадии конструирования, не зависит от водителя, а потому она наиболее уязвима.
По мере изменения представления об устройстве шины и ее роли, у человечества наблюдается устойчивое стремление к снижению жесткости резинового изделия, обусловленная стремлением достижения большего комфорта в поездке, работоспособности шины и экономичности автомобиля. Однако это стремление влечет за собой, главным образом, использование радиальной конструкции, повышение прочности материала корда и уменьшение числа его слоев.
Однако мягкая радиальная покрышка должна проявлять такие же грузоподъемные качества, как и ее жесткая диагональная родственница, а также не очень сильно подвергаться деформации. Это понятно: подверженность деформации повлияет на точность показаний спидометра и счетчика пробега, а также быстрее выведет изделие из строя. Значит, радиальную шину стоит накачивать сильнее, чем диагональную. Так и есть. Если обратиться к инструкции, то можно узнать, что давление в радиальной шине обязано быть на 20—25 процентов выше, чем в диагональной. Если на практике нагрузка превышает допустимую норму (а такое встречается повсюду), для сохранения допустимой степени деформации нужно еще больше увеличить давление. Это правило касается всех видов шин любой конструкции, а радиальных шин — вдвойне.
Что происходит с шиной на самом деле?
Если давление в покрышке недостаточно и несоразмерно нагрузке, в плечевой зоне каркаса случается излом нитей корда, что приводит к их разрешению.
Например, шина габаритами 7,35 на 14 на скорости 80 км/ч совершает около 130 оборотов за минуту. Другими словами, плечевая зона покрышки дважды за секунду входит в контакт с дорожным покрытием и дважды теряет его. В результате достаточно сложной деформации, главной частью которой является изгиб, покрышка прогревается до 100—115 градусов, кордные слои испытывают сжатие, а наружные слои боковины — растяжение.
Если на резиновые слои растяжение не оказывает губительного воздействия, то сжатие корда недопустимо. Нить корда представляет собой свивку из множества тонких нитей, похожую на трос. Эта конструкция хорошо справляется с растяжением (разрывное усилие составляет 23—25 кгс/нить) и не способна противостоять сжатию.
Во время деформации излом мелких нитей корда почти неизбежен, а при последующем понижении давления жизнь покрышки сократится до нескольких минут.
Выводы по правильной эксплуатации шины
Излом кордовых нитей — это эксплуатационный дефект, целиком лежащий на совести автомобилиста и не подлежащий рекламации.
Не нужно лениться проверять давление в колесах. Подбирайте резину под автомобиль. Это главные правила, гарантирующие долгий срок службы шин.
Радиальные шины благодаря увеличенному коэффициенту мягкости всегда кажутся немного приспущенными. Сначала с этим трудно смириться, но затем владелец быстро привыкает к такому виду покрышек. Здесь и наступает час расплаты: на самом деле приспущенная покрышка внимания не привлекает.
Поэтому водитель должен быть заинтересован в том, чтобы периодически проверять давление и при необходимости поддерживать его. Допускается даже незначительное повышение давления. На подвеску это не повлияет, однако уменьшит сопротивление качению (машина станет более экономичной) и продлит время службы шины.